Самостоятельная запись

Контакты:

Основы охраны труда на предприятии

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные требования к работодателю в части обеспечения охраны труда зафиксированы в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить следующее:

-     безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

-     создание и функционирование системы управления охраной труда;

-     применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-     соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

-     режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

-     приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

-     обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

-     недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

-     организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

-     проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

-     в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

-     недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

-     информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

-     предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

-     принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

-     расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-     санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

-     беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-     выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

-     обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-     ознакомление работников с требованиями охраны труда;

-     разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

-     наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

С 1 января 2020 г. деятельность компаний, где были выявлены опасные рабочие места, может быть приостановлена до того момента, пока они не улучшат условия для своих сотрудников. Это может  достигаться  применением дополнительных защитных технологий, автоматизацией производства и другими мерами.

Ответственность за безопасность трудового процесса на производстве в соответствии с действующим законодательством возлагается не только на работодателя, но и на работника.

Обязанности работника в области охраны труда  перечисляются в ст. 214 ТК РФ. Работник обязан:

-     соблюдать требования охраны труда;

-     правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

-     проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

-     немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

-     проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. При этом безопасностью труда называют состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов

Основными задачами системы управления охраной труда являются:

  • Обеспечение безопасной эксплуатации производственного обо­рудования.
  • Обеспечение безопасности технологических процессов.
  • Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
  • Улучшение условий труда работников.
  • Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
  • Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха.
  • Обеспечение лечебно-профилактического обслуживания.
  • Профессиональный отбор.
  • Обучение и инструктаж работников по охране труда.
  • Информационное обеспечение по охране труда.

Основные принципы охраны труда

Основными принципами охраны труда как системы мероприятий являются:

1.  Обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности.

2.  Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда.

3.  Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

4.  Определение и выплаты компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

5.  Социальное страхование работников от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний.

6.  Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Перечисленные принципы лежат в основе, являются исходными положениями охраны труда и подлежат не только признанию, но и повседневному претворению в жизнь. Их реализация служит гарантом безопасности труда.

Функции системы управления охраной труда. Основными функциями системы управления охраной труда являются:

  • Учет и анализ состояния условий труда, причин производствен­ного травматизма, профзаболеваний.
  • Оценка показателей состояния охраны труда.
  • Организация расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Планирование работ и мероприятий по охране труда.
  • Контроль за состоянием охраны труда и деятельностью служб охраны труда организации.
  • Организация и координация работ по охране труда.
  • Финансирование и стимулирование работ по охране труда.
  • Разработка, пересмотр и внедрение нормативных правовых актов и иных документов по охране труда.
  • Организация обучения и проверки знаний по охране труда.

Объект управления охраной труда деятельность функциональных служб и структурных подразделенийпредприятия по обеспеqению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственнь1х участках, в цехах и на предприятии в целом. Основными элементами объекта управления являются:

1)   деятельностьфункциональных служб и структурных подразделений;

2)   параметры технологическихпроцессов;

3)   состояние оборудования, технических и коллективнъ х средств защиты;

4)   наличие и работоспособнотсь СИЗ;

5)   условия эксплуатациии состояние зданий и сооружений;

6)   состояние производственнойсреды;

7)   характеристики трудового процесса;

8)   физическое состояние работающих, их уровень подготовки.

 

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

 Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

СУОТ должна быть совместимой с другими системами управления, действующими у работодателя (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда").

В соответствии с пунктом 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Основным регламентирующим элементом системы управления охраной труда в организации является Положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов (табл. 15). Положение о СУОТ после его разработки и внутреннего согласования утверждается приказом работодателя.

Согласно пункту 8 Типового положения, в положение о СУОТ работодателя с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

а)политика работодателя в области охраны труда;

б)цели работодателя в области охраны труда;

в)обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

г)процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая:

- процедуру подготовки работников по охране труда;

- процедуру организации и проведения оценки условий труда;

- процедуру управления профессиональными рисками;

- процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

- процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

- процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

- процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

- процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

- процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

д)планирование мероприятий по реализации процедур;

е)контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж)планирование улучшений функционирования СУОТ;

з)реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и)управление документами СУОТ.

Разработка системы управления охраной труда в организации включает создание множества сопутствующих нормативных документов, которые входят как положение о СОУТ, так и представляют собой независимые руководящие документы для работников организации вне зависимости от их должности или профессии, обязательные к выполнению, нарушение требований СУОТ в организации со стороны должностного лица является серьезным правонарушением.

Согласно типовому Положению о системе управления охраной труда 2016 r., при штате до 15 человек можно ограничиться общими требованиями и не создавать сложную структуру СУОТ.

 Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Основное звено в системе управления охраной труда  на  предприятии - служба охраны труда (далее Служба). От эффективности деятельности этой службы в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Основными задачами Службы являются:

  1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
  2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
  3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
  4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
  5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

3. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.

4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

 Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда.

10. Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.

11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом  России.

13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

19. Организация совещаний по охране труда.

20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.

21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.

22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

23. Осуществление контроля за:

- соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

- расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;

- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труде, своевременным их пересмотром;

- проведением специальной оценки условий труда;

- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

- эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

- правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

- использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при ее наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Согласно Постановлению Министерства труда и социального развития России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» работники Службы имеют право:

1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма - приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Перечисленные  права  должны  быть  конкретизированы в положении о службе охраны труда конкретного предприятия и должностной инструкции специалиста по охране труда.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 июня 2016 г. № 15-2/ООГ-2136 «О разъяснениях по вопросу, связанному с организацией службы охраны труда» в соответствии с частью 1 статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При этом согласно статье 209 Кодекса под производственной деятельностью понимается совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Требования части 1 статьи 217 Кодекса обязывают работодателя, оказывающего различные виды услуг, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации.

Порядок создания службы охраны труда предприятия регламентирован Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации".

Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

В случае если руководитель предприятия определяет необходимость создания службы охраны труда в качестве структурного подразделения, то следует руководствоваться

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.01.2001 № 10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

Решение руководителя о создании службы по охране труда предприятия в виде структурного подразделения или о принятии специалиста по охране труда отражается в приказе. Также вносятся изменения в штатное расписание, если подразделение или должность специалиста не были предусмотрены в штате организации.

Далее разрабатывается Положение о службе по охране труда предприятия, которым устанавливаются цели и задачи службы, права и обязанности, порядок взаимодействия с другими подразделениями, а также должностные инструкции для специалистов по охране труда с учётом Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённого  Постановлением Министерства труда России от 21.08.1998 № 37 (далее Справочник должностей), и Профстандарта 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденного Приказом Минтруда России от 22.04.2021 N 274н.

В случае если руководитель микроорганизации или малого бизнеса возлагает обязанности специалиста по охране труда на себя, то приказ издавать не требуется, поскольку он и так обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда на предприятии (ст. 212 ТК РФ).

Согласно Постановлению Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более.

В соответствии со ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

7.11.    Документы СУОТ: перечень и управление ими. Создание и введение в действие на предприятии эффективной системы управления охраной труда подразумевает наличие определенного набора доку­ ментов СУОТ.

Основные нормативные документы СУ ОТ , которыми должно руководствоваться каждое предприятие, это:

- Трудовой кодекс РФ (ст. 209 и 212) [2];

- Типовое Положение о системе управления охраной труда (утверждённое приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н).

Перечень документов по СУОТ включает (п. 4 типового положения):

- внутренние нормативные документы СУОТ (2016 г. и более ранних периодов);

- документы, в которых происходит фиксация различных событий и мероприятий по охране труда: журналы, акты, записи и др.).

Таким образом, в целом это документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ.

Кроме того, на работодателе лежит обязанность установить порядок оформления отчетов об: авариях; несчастных случаях; профессиональных недугах.

Руководителю при формировании соответствующих перечней подразделений и списков сотрудников важно не пропустить ни одно  ответственное  лицо и подразделение, которые будут включены в разработку и утверждение доку­ ментов СУОТ.

Пункт 8 типового положения гласит, что в Положение предприятия  о СУОТ обязательно должен входить раздел о том, как происходит управление документами СУОТ. Руководителю в документах СУОТ важно установить четыре базовых параметра, благодаря которым система станет эффективно работать:

1.  Формы и рекомендации, согласно которым будут оформляться внутренние нормативные акты и иные документы со структурой СУОТ.

2.  Обязанности и ответственность в рамках охраны труда каждого под­ разделения и конкретного исполнителя.

3.  Как будут обеспечены охрана труда и контроль.

4.  Необходимые связи между подразделениями, которые обеспечивают работу СУОТ.

В отношении документов СУОТ организация также должна прописать: порядок их разработки, согласования, принятия, пересмотра, сроки их хранения.

Некоторые документы и записи по СУОТ категорически нельзя как-либо пересматривать, обновлять и изменять. Среди них: акты  и иные  записи о работе СУОТ; журналы учета и акты записей о ЧП, несчастных случаях, профессиональных болезнях; записи о влиянии на работников негативных факторов, о мониторинге условий труда и состоянии здоровья персонала; контрольные итоги функционирования СУОТ.

Одна из основных обязанностей работодателя обеспечение функционирования СУОТ в организации. В первую очередь это  понятие подразумевает грамотное распределение обязанностей по охране труда между сотрудниками организации. У каждого уровня должны быть разные обязанности по охране труда. Их закрепляют двумя путями:

- в соответствующем параграфе положения о СУОТ;

- в отдельных локальных актах, планах, а также трудовых договорах и (или) должностных инструкциях.

После того как обязанности по охране труда распределены должным образом, автоматически наступает следующий  этап  планирование  улучшений функционирования СУОТ.

Чтобы организовать такую работу, работодатель должен:

- понять, как контроль за функционированием СУОТ и мониторинг отдельных мероприятий в итоге влияют на эффективность системы;

- принимать во внимание результаты расследований происшествий, несчастных случаев, и профессиональных недугов;

- учитывать итоги проверок органов контрольно-надзорной деятельности;

- прислушиваться к предложениям коллектива.

Анализ эффективности функционирования СУОТ предполагает оценку таких показателей:

- насколько достигнуты цели компании по охране труда;

- насколько СУОТ способствует выполнению обязанностей работодателя согласно его Политике по охране труда;

- сравнение с предшествующим анализом эффективности функционирования СУОТ;

- потребность вносить в СУОТ коррективы (цели охраны труда, пере­ распределение обязанностей и ресурсов);

- нужна ли подготовка тем, кого затронут решения об изменении СУОТ;

- нужно ли пересматривать критерии оценки эффективности функционирования СУОТ.

Разработка необходимой и обязательной документации по охране труда. Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Значительная часть документов носит обязательный характер.

В случаях, предусмотренных Кодексом о труде, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа  работников,  являются недействительными.  В таких  случаях  применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Кроме этого, служба охраны труда должна иметь обязательные законодательные и нормативные документы по охране труда: Кодекс законов о труде и тексты основных ФЗ, постановлений правительства и федеральных органов власти; правила по охране труда по всем направлениям деятельности; межотраслевые, отраслевые прав нормы и нормативные акты  по охране труда; ГОСТы по охране труда; нормативы, согласно которым устанавливается доплата за работу во вредных условиях; типовые нормы выдачи спецодежды, спецобуви и СИЗ, молока и спецпитания, смывающих и обезвреживающих средств за счет средств работодателя.

Все работы, связанные с высокими рисками, требуют от исполнителей особой подготовки.

Такие работы четко регламентируются, и порядок их выполнения устанавливается в специальных правилах, актах и нормативах.

К работам в условиях повышенной опасности относятся работы на высоте,

в подземных сооружениях, на территории действующих предприятий, в электроустановках, вблизи воздушных и кабельных линий электропередачи и др.

К выполнению работ повышенной опасности допускаются инженерно-технические работники и рабочие, имеющие специальность и квалификацию, соответствующие характеру проводимых работ, а также умеющие пользоваться индивидуальными защитными средствами и знающие способы оказания доврачебной помощи пострадавшим. К выполнению работ повышенной опасности допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование.

На сотрудников, непосредственно занимающихся их выполнением, выписывается специальный разрешительный документ под названием «наряд-допуск на производство работ повышенной опасности». В каждой организации составляется перечень работ, на которые должны выдаваться наряды-допуски.

Основная задача данного документа точно зафиксировать то, к каким именно объектам и работам получают допуск конкретные специалисты.

Кроме того, в наряде прописываются:

-      пройденные ими инструктажи;

-      меры безопасности, которые они должны применять на рабочем месте при выполнении своих трудовых обязанностей и пр.;

-      ответственные за проведение работ и безопасность лица.

Документ выписывается только после того, как все меры защиты специалистов будут приняты, инструктажи проведены, а безопасность на месте проведения работ обеспечена.

Наряд-допуск оформляется в нескольких экземплярах по одному для каждой из заинтересованных сторон.

Все записи в документе должны быть разборчивыми и четкими, заполнять его карандашом и исправлять внесенные сведения нельзя.

Отсутствие наряда-допуска к работам в условиях повышенной опасности является серьезным нарушением правил по технике безопасности, и выявление таких фактов может привести к наказанию руководства и администрации предприятия со сторонъ1 надзорных структур.

Порядок производства работ, на которые требуется оформление наряда-допуска, должен быть определен приказом по предприятию. Им же утверждаются списки лиц, имеющих  право выдачи нарядов-допусков, и лиц, имеющих право быть ответственными руководителями и ответственными исполнителями работ.

Если на территории предприятия ведут работы несколько организаций, то

наряд-допуск выписывает та организация, чей персонал будет выполнять работы. При выполнении работы на территории действующего предприятия наряд-допуск помимо лица, выдающего наряд, и ответственного руководителя работ подписывает ответственное лицо действующего предприятия. Ответственный исполнитель не имеет права покидать рабочее место.